Пятница, 17.05.2024, 08:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
SHOTOKAN
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Разминка на водопа
Репортаж 2014
Неудачно встал
Shotokan Karate
выступлеие
Олег Андреев с шес
http://youtu.be/wWfiQdFhgUA
Выступление 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

КАТА

  Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в
глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто,
что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним
настоящим. И это звено технически и духовно называется-Ката.
Ката, в переводе с японского или , - представляют собой технические
комплексы приемов традиционного каратэ.  Причем ката в первозданном виде
почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными
мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо
ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда
придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное
значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых
искусств. И каждый стиль в каратэ имеет свои ката, которые отражают его
особенности.

 

ката каратэ шотокан
 

  Ката - это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое
нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли
"бесконечные сокровища”, так как рассматривали как настоящие ключи для
познаний. Можно представить &каратэ-до& как начальный путь. И
тогда получается, что ката - это самое главное, из всего того, что есть в
каратэ, так как ката по своей сути - не только набор разнообразных
движений, но также и генератор определенного состояния. Каратэ-до просто
невозможно представить себе без существования ката. Ката - это
широчайшее поле деятельности для любого человека, независимо от его
физического состояния и возраста, которое он может перепахивать всю свою
жизнь.  

  В первую очередь ката - это
воображаемый бой с тенью. Hачинается ката всегда с приветствия, после
которого каратист встает в позицию-йой. Затем он начинает
исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки,
прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист
подчеркивает свои действия киай. Затем этот воображаемый бой
останавливается, и каратист возвращается в позицию йой.




  
Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим
подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на
агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на
главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и
медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения
ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное
дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с
каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме.
Заканчивается ката как правило в том же месте, что и начиналась. В
каратэ существует большое количество различных ката, но только около
сорока из них действительно оригинальны, другие являются только
вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу,
мэйкс, дзюттэ, дзион, сантин, тэнсс, сайпа, - все это виды различных
ката. Технически ката отражают характеристики стилей, к которым они
относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные,
основывающиеся на внутренней энергии.       

   Hекоторые ката являются смесью
многих стилей; В основном, все ката произошли из старинных школ ссрин и
ссрэй окинава-тэ. Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда
они были китайскими формами кунг-фу и назывались тао. Позже ката были завезены на Окинаву китайскими торговцами
и военными. Отличительные особенности ката различных школ содержат
последовательности разнообразных движений стиля, к которому они
относятся. Существуют ката для начинающих, где все движения предельно
простые и ясные, для подготовленных каратистов, когда уже необходимо
выполнять более сложные технические элементы и их соединения (т.е. уже
нужно совершенствовать свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым
подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже
наполнены глубоким внутренним содержанием. Это наиболее интересный
уровень, здесь каждый шаг имеет свой собственный неповторимый смысл. И
для осознанного исполнения таких ката необходимы долгие годы упорных
тренировок. Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в
большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей,
практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к
переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое
неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь
от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто
формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не
могло иметь никакого эффекта.

 

   Одна-две ката - вот единственное, что нужно человеку, если только
исполнять их четко и с условием, что они станут . Тогда прочие ката
будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни
был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он
бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, если
тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и
отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то
независимо от вашего сознания они окажутся эффективны .

   В наши дни очень не многие
понимают смысл Ката. Занимающиеся традиционным Каратэ-до часто
недоумевают, для чего им Ката? Они кажутся многим непригодными для
практического применения. Результатом такого невежества является очень
поверхностная подготовка в боевых искусствах. В соревнованиях некоторых
видов единоборств их учасники исполняют собственные Ката. Они
пытаются создать Ката более "захватывающие", более "интересные", чем
классические, добавляя в них гимнастические движения, удары ногами в
прыжках и красивое снаряжение.Они даже иногда выполняют ката под
классическую музыку. Распространение указаного явления может лишь
означать отказ от знаний, которые многие поколения людей сохранили для
нас в форме Ката.

 

   В годы юности Мастера Фунакоши практика
Каратэ содержала изучение более сотни различных Ката. В результате
многих лет исследований и изучения этих упражнений, Фунакоши уменьшил
количество их до пятнадцати традиционных Ката. Эти Ката включают такие
известные, как Bassai и Kanku вместе с пятью начальными Heian-Ката и
формруют центральное ядро обучения Шотокан.

 

 

   В современном Шотокане основными считается

26 ката :

Продолжительность выполнения ката стиля Шотокан в исполнении Шихана Хироказу
Каназавы по видеозаписи (в секундах).

 

  1. Хейан Шодан 36
  2. Хейан Нидан 36
  3. Хейан Сандан 36
  4. Хейан Йондан 50
  5. Хейан Годан 40
  6. Текки Шодан 40
  7. Текки Нидан 38
  8. Текки Сандан 30
  9. Бассай Дай 72
  10. Бассай Шо 56
  11. Канку Дай 90
  12. Канку Шо 70
  13. Эмпи 70
  14. Джион 67
  15. Джитте 45
  16. Хангетсу 100
  17. Ганкаку 70
  18. Сочин 65
  19. Чинте 80
  20. Джиин 50
  21. Нидзюшихо 60
  22. Мейкё 70
  23. Унсу 70
  24. Ванкан 35
  25. Годзюшихо Дай 115
  26. Годзюшихо Шо 115
  27. Ганкаку Шо 115
  28. Сэйпай 85
  29. Сэйенчин 120

 

  Мастер Фунакоши настаивал на том, что из
большого разнообразия Ката нужно брать их ограниченное число и
тщательно обработать. Такой подход в мышлении может быть признан
основным для Шотокан. Фунакоши часто говорил : "Если ты полностью
освоил один прием, то откроешь для себя его взаимосвязь с другими. Ты
должен понять, что все Ката могут быть сведены к нескольким - базовым. И
если ты научился мастерски выполнять одну из них, то вскоре сможешь
понять и другие." Также мастер утверждал, что в Шотокане существует 2
типа ката: быстрые и лёгкие(Шорин) и медленные и тяжолые (Шорей).
Думаю что каждый освоив ту или иную ката сможет сам отнести ее к
определёному типу.

 

JION

 

 

Существует мнение, что это Ката индийского
происхождения, потому чтослово jion - это буддийский термин, который
упоминается в древних китайских книгах. Кроме того, происхождение
может быть в храме Дзион, где практиковались боевые искусства,
впоследствии оно достигло ТОМАРИ. Движения этого Ката скрывают сильный
боевой дух. Фактически это Ката практикуется только в стилях Шотокай и
Вадо-Рю. Выполнять его очень тяжело; совершенное владение HEIAN KATA
поможет в его изучении и совершенствовании.
Типичное
ката в Шотокане выполняется в следующих основных стойках: kiba-dachi,
zenkutsu-dachi, kokutsu-dachi, последнее движение выполняется с
использованием силы противника; выполняющий одновременно захватывает
запястье и контратакует в рёбра.Это ката является обязательным во
Всеяпонской Федерации Каратэ-До.

 

 

JITTE

 

 

Ещё одно Ката из ТОМАРИ. Это Ката среднего
уровня, состоящее из 27 движений, в Шотокане практикуется для защиты
от БО (палки, шеста), включает в себя интересные способы выкручивания
запястий.Название jitte (10 рук) означает, что овладев им, можно
встретиться лицом к лицу с десятью противниками.
Это
Ката включает много мощных технических приёмов и GYAKE-WAZ из ОКИНАВЫ от
БО. Приёмы выполняются открытой ладонью, блок в стойке kosa-dachi и
без keri (удар ногой). Среди мастеров существуют различные
интерпретации.

 

 

HANGETSU

 

 

Мастер Фунакоши в своей книге "Рюкю Каратэ
Кемпо" назвал это ката, происходящим из НАХАТЭ, SEISHAN (41
движение),. выполняемое под 32 счёта.
ХАНГЕЦУ -
ПОЛУМЕСЯЦ - так называется это Ката в современном Шотокане из-за
круговых движений ног; основные характерные черты - это mikazuki-geri и
специальный вид дыхания. Для развития мощности и контроля дыхания в
этой стойке, необходимы упорная и стабильная практика. Расстояние
между стопами должно быть чуть меньше, чем две ширины плеч, носки
развёрнуты вовнутрь под углом 45 градусов, а пятки - наружу, также под
кглом 45 градусов. Развёрнутые вовнутрь колени и напряженнный пресс
дают возможность использовать эту стойку против kinteki (удар ногой в
нижний уровень).

 

 

TEKKI

 

 

Фунакоши заменил название NAIHANCHI на
TEKKI. TEKKI - железный всадник - самое распространённое Ката из
основных в Сюри-Тэ, включая HEIAN. Известно, что TEKKI-SHODAN
практиковалось в Сюри-Тэ с давних времён, однако имя её создателя не
известно.

 

 

Существует много теорий для доказательства
горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это
означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности
отступать.

 

 

TEKKI NIDAN и SANDAN были созданы Мастером
Итосу на основе школ Сюри-Тэ. Он использовал TEKKI SHODAN в качестве
образца. На первый взгляд технические прёмы кажутся лёгкими. Однако в
TEKKI NIDAN и SANDAN они особенно трудны. Поэтому изучение этих Ката
начинают на ступени 2-го Дана.

 

 

Сэнсей Итосу создал эти Ката для тренировок
в спортивном зале. Фунакоши отмечает, что для того, чтобы избежать
опасных практических приёмов, оно выполняется в naihanchi-dachi
(ступни развёрнуты наружу), в то время как при концентрации силы ног,
ступни должны быть развёрнуты внутрь. В TEKKI SANDAN - это стойка
hachi-ji-dachi. В настоящее время эти Ката выполняются в kiba-dachi.

 

 

BASSAI

 

 

BASSAI - "взятие башни". BASSAI в каждом
стиле различен Он есть у таких мастеров, как Итосу, Мацумура. Томари,
Оядомари и Ишимине. Несмотря на то, что первоначальный вариант
принадлежит Оядомари, BASSAI-SHO создал Мастер Итосу, "Несокрушимый
кулак Сюри-Тэ".

 

 

Основные особенности - это сочетание блоков
и контратак, направленных в суставы, против шеста, и важность центра
тяжести в KOKUTSU-DACHI и NEKOASHI-DACHI для блокировки шеста открытой
ладонью в то время, когда противник, поворачиваясь для встречи
следующей атаки, находится в неустойчивом положении.

 

 

DAI и SHO принадлежат только стилю Итосу. В
настоящее время SHO практикуется редко (Мастер Каназава рекомендует
изучать BASSAI-SHO для отработки равновесия)
.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В КАТА


 

 

Полное владение ката -
характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его
овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень
мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и
включает в себя такие требования, как:

 

 

 

 

 

  1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.

     
  2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

     
  3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения,
    напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать
    Хара (местом концентрации физической мощи).

     
  4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на
    визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката,
    мощный ки-ай.

     
  5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.

     
  6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.

     
  7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер­кальном) направлении ура-ката.

 

 

 

 

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

 

Семь столпов Ката Каратэ Шотокан

 

(Андре Бертел )/ перевод Rbs
 

 

 

 

 

 

 

 

Тетсухико
Асаи сэнсэй ссылался на Бассай-Дай, Канку-Дай, Эмпи, Джион, Джитте,
Xангецу и Ганкаку как на "Семь столпов Шотокан-рю Ката". Сегодня я хотел
бы кратко (насколько возможно кратко), описать главные тренировочные
задачи для каждого из этих важнейших ката, так, как преподавал мне Асаи
сэнсэй.

 

 

 


Kankudai_Kata-Andre_Bertel

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бассай-Дай: максимальное вращение бёдер - использование позвоночника как маятника.

2. Канку-Дай: Резвость, стремительность и совмещение различных ритмов в движении.

3. Эмпи: сокращение и расширение тела, стремительные смены направлений.

4. Джион: плавные (сглаженные) переходы и решительные перенаправления силы.

5. Xангецу: координация дыхания, позиций, движений и приёмов.

6. Джиттэ: вращение бёдрами "массы тела" и импульс (реактивная сила), контроль лодыжек.

7. Ганкаку: баланс и осанка - направление силы через синхронизацию бёдер и траектории приёма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 
 
Andre_Bertel_Bassai-Dai
 
Andre_Bertel_Empi
 
Andre_Bertel_Gankaku
 
 

 

 

 

 

 


Эти семь Ката должны быть хорошо
изучены и поняты даже прежде, чем каратэка помыслит перейти к следующим
ката, таким как Сочин, Унсу, Чинтэ, Годзюшиxо-Шо и другим. Всегда
помните "В традиционном каратэ, добротное Xангецу всегда будет лучше чем
очень хорошее Унсу"! К сожалению, из-за слишком большого внимания к
соревнованиям некоторые из этих ката были недооценены. Учитывая что Асаи
сэнсэй именовал их как "семь столпов Шотокан ката" становится,
очевидно, что без наличия за поясом (пазухой :)) всех этих семи ката, каратэка Шотокан упускают сердце (суть) своего стиля.

 

 

 

 

 

Осу, Андре.

 

 


 

 

 





 
 
Andre_Bertel_Jion

 

Бункай в ката.

 

Понимание практического
применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы
ката действительно имели значение для каратека, движения каждого ката
должны тщательно изучаться и применяться.

 

 

На практике хорошо брать одно ката и работать над ним,
пока работа ногами не становится естественной и полностью
автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы
ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы
предлагаем вам всегда стараться найти по крайней мере три применения
каждого движения Если вы не найдете три, это не страшно.

Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким
способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение
при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу,
заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного
приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии.

 

 

   Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель,
хоть, очевидно, напряжение и важность могут широко отличаться Через
поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.

 

 

   Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование
бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную
атаку в исключительные моменты кругового движения.

Изменение положения руки на 15 градусов — едва различимо в плече, но для
руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной
разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может
означать разницу между способностью успешно устоять на земле и
вероятностью быть полностью побежденным.

 

СХЕМЫ КАТА

 

ТЭКИ ЙОКУ ШОДАН

 



ХЭЙАН ШОДАН

 


ХЭЙАН НИДАН

 


ХЭЙАН САНДАН


   ..
ХЭЙАН ЕНДАН




ХЭЙАН ГОДАН



БАССАЙ ДАЙ



КАНКУ ДАЙ


 

 

 

 












Главная








Категория: Мои статьи | Добавил: АндреевОлег (17.05.2011)
Просмотров: 7598 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/25
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Tania SUKACH © 2024